• Главная
  • Новости компаний
  • Рубрики
    • B2B
    • HORECA
    • IT,телеком
    • Авторынок
    • Власть и бизнес
    • Досуг и развлечения
    • Красота и здоровье
    • Недвижимость
    • Образование
    • Персонал
    • Производство
    • Финансы
    • Реклама, СМИ
    • Сельское хозяйство
    • Торговля
    • Туризм
  • Бизнес-пресса
  • Интервью
  • Клуб экспертов
  • Истории успеха

 
6 февраля 2017 10:58|0|Просмотров:

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Екатерина Толчина раскритиковала РЖД

Она дала комментарии по ситуации с нарушениями прав бизнеса в сфере железнодорожных перевозок федеральному журналу «Профиль».

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Екатерина Толчина, руководитель Экспертного центра при уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович и директор «Многопрофильного делового центра» Евгений Фёдоров прокомментировали ситуацию с нарушениями прав бизнеса в сфере железнодорожных перевозок.

Выгоду от введения системы «Платон» может получить ОАО «РЖД». Повышение тарифов на автомобильные грузоперевозки заставляет бизнес чаще использовать железнодорожный транспорт. Однако это обходится предпринимателям дороже, чем автоперевозки, так как и железнодорожные тарифы постоянно растут, и представители РЖД накручивают цены. Эксперты отмечают, что железнодорожные перевозки стали проблемой для бизнеса, а система начисления тарифов безнадежно устарела.

Одним из главных выгодоприобретателей от запуска автоматизированной системы «Платон», созданной для сбора специального налога с большегрузного автотранспорта, действительно станет ОАО «РЖД». Об этом в последнее время заговорили дальнобойщики, недовольные планами правительства по резкому увеличению сборов с них. Теперь же представители самой госкомпании подтвердили, что планируют в этом году как минимум на 20% увеличить прибыль за счет привлечения новой клиентуры, уходящей от автотранспортных компаний. Последним из-за ужесточения режима «Платона» придется повысить расценки.

Предпринимательское сообщество при этом согласно с дальнобойщиками, что подобная политика правительства обернется, скорее всего, новым витком роста цен. Железные дороги обходятся бизнесу куда дороже, чем автоперевозки. Причем мало того, что и на них постоянно увеличиваются тарифы, так представители РЖД сами накручивают цены.

Тарифы и расценки на ж/д перевозки рассчитываются по бюрократическим схемам и формулам, которые простому смертному постичь подчас просто невозможно. Большинство лишь догадывается, что реально переплачивает. Многие способны подсчитать, насколько их «обули», но только некоторые берутся оспаривать. Единицы преодолевают страх перед разорением, длительными тяжбами с монополистом и угрозами разорвать контракт. Но именно в таких случаях, как показала практика, даже маленькое предприятие способно добиться от РЖД возмещения убытков за «неосновательное обогащение» на миллионы рублей.

Как отмечают эксперты, этой практики накопилось достаточно, чтобы говорить о том, что железнодорожные перевозки стали проблемой для бизнеса, а система начисления тарифов безнадежно устарела. Правда, и в самом ОАО «РЖД», как и в правительстве, признают необходимость совершенствования ценовой политики. Произойдет, правда, это не скоро – сформулировать концепцию новой тарифной системы РЖД предполагается только к декабрю 2017 года.

Все по прейскуранту

После отставки в августе 2015 года главы РЖД Владимира Якунина, которого сменил Олег Белозеров, заговорили о назревшей реформе железных дорог, состояние которых в XXI веке по некоторым параметрам оказалось вполне сопоставимо с уровнем XIX (в частности, средняя скорость движения поездов с тех пор мало изменилась). Правительство объявило курс на повышение эффективности и прибыльности монополии. Финансирование РЖД из бюджета стало сокращаться, но попутно госкомпания получила «добро» на дальнейшее увеличение тарифов. Они устанавливаются Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России на основании Прейскуранта № 10–01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами».

«При этом ОАО «РЖД» дано право регулировать уровень тарифа на отдельные грузы по отдельным направлениям в зависимости от экономической целесообразности в пределах «тарифного коридора», – отметили в пресс-службе госкомпании. Таким образом, грузоотправителям могут либо сделать скидку до 50%, либо, наоборот, надбавку в 10%, «что делает тарифную систему гибкой к изменению конъюнктуры транспортных и товарных рынков и позволяет снизить тарифную нагрузку и привлечь дополнительные объемы перевозок грузов».

В 2015 году ставки выросли на 10%, в 2016‑м – на 9%. «Однако благодаря применению скидок в рамках «тарифного коридора» тарифная нагрузка на грузоотправителей по итогам 2016 года выросла менее чем на 3%», – подчеркнули в РЖД. По итогам прошлого года в рамках «тарифного коридора» компанией было «принято 10 решений по установлению понижающего коэффициента к действующим тарифам на перевозки грузов в целях привлечения дополнительных объемов перевозок с автомобильного транспорта на железнодорожный». «Ряд скидок установлен в целях удержания уже привлеченных объемов перевозок с автомобильного транспорта», – добавили в компании.

Всего по итогам 2016 года за счет привлечения дополнительных объемов с альтернативных видов транспорта в РЖД ожидают доход порядка 4 млрд руб. В текущем же году в РЖД надеются увеличить прибыль за счет привлечения новой клиентуры «еще более чем на 20%». «Компания разработала комплекс мер, направленных на повышение клиентоориентированности и конкурентоспособности, – говорят в РЖД.

– Реализация этих мер позволила в 2016 году вернуть обратно с автомобильного транспорта около 5 млн тонн грузов». Примерно половина из них, по данным компании, – промышленное сырье и строительные материалы, «которые удалось привлечь благодаря договорам на обеспечение клиентов погрузочными ресурсами». «Такие договоры заключаются в рамках работы по упрощению доступа клиентов к услугам холдинга РЖД», – поясняют в компании.

РЖД создала специальные сервисы для грузоотправителей, дала возможность резервировать вагономеста и формировать малые партии грузов. Кроме того, заверяют в РЖД, компания продолжает активно использовать «тарифный коридор» и регулярно общается со своим Советом потребителей, учитывает их пожелания, рассматривает жалобы.

Но снова выросли и тарифы. С 1 января ставки на грузовые перевозки проиндексированы на 4%. «Кроме того, вступило в силу решение о дополнительной целевой индексации тарифов на 2% для выполнения капитального ремонта железнодорожной инфраструктуры», – объяснили в пресс-службе РЖД.

Скрытые величины
Однако предприниматели пока особого облегчения не ощущают. Скорее, наоборот, бремя железной дороги становится для них все тяжелее. Руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович считает, что в РЖД, пользуясь сложностью своего регулирования, вводят предпринимателей в заблуждение. «По замыслу властей грузовые перевозки нужно наращивать, – говорит она. – А как их наращивать, если нет нужных инфраструктур, а система тарифообразования построена так, что для несырьевых перевозчиков все стало очень дорого, нестабильно и некачественно, а скорость движения грузовых составов – одна из самых низких в мире?».

«РЖД берет с промышленников за услуги несколько больше денег, чем требуется по нормативам. Размеры переплаты достигают десятков миллионов рублей», – говорит директор Многопрофильного делового центра (компания специализируется на экспертно-юридических продуктах для бизнеса в области легального сокращения потерь от публичных и частных контрагентов) Евгений Федоров.

«На протяжении уже многих лет ОАО «РЖД», используя доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок, безусловно, являясь сильнейшей в профессиональном смысле стороной, повсеместно практикует взыскание несуществующих тарифов, размер которых устанавливается в договорах с применением кулуарно определенных в недрах компании среднесетевых ставок», – добавляет Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Екатерина Толчина. При этом, говорит она, монополист ссылается на необходимость компенсации неких расходов, реальный размер которых, как и вообще их наличие, до настоящего времени не имеет никакого подтверждения. «Из года в год правление ОАО «РЖД» своими протокольными решениями индексирует экономически необоснованные ставки, само существование которых противоречит антимонопольному законодательству, применяя одному ему известные повышающие коэффициенты», – поясняет Толчина.

Что это за странные коэффициенты? Анализируя судебную практику по разным регионам, эксперты выделили несколько типичных случаев. Один из них – сборы по отмененным ставкам. Так, еще в 2011 году Высший арбитражный суд РФ отменил несколько пунктов Тарифного руководства № 3, по которым взималась ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования. Но зачастую с предпринимателей до сих пор за это списывают деньги. Второй случай – замена отмененных сборов новыми, идентичными по своей сути пунктами договора с клиентами. «Индивидуальные предприниматели и организации, сотрудники которых не обладают специальными познаниями в сфере железнодорожного транспорта, не могли знать о неправомерности включения таких положений в договор и подписывали его», – говорится в отчете экспертов уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Но даже если у предпринимателей и юристов знаний хватает, это не всегда может застраховать от навязывания условий РЖД. Госкомпания просто «отказывается от исключения из договора неправомерных пунктов и настаивает на подписании договора в своей редакции». «В некоторых случаях начальники станций «запугивают» директоров предприятий прекратить поставку вагонов в случае неподписания договора в нужной редакции», – говорится в документе.

Рельсы-рельсы, тяжбы-тяжбы
Предприниматели научились отстаивать интересы в суде и возвращать убытки. «Основная статья в Гражданском кодексе по делам против РЖД звучит как «неосновательное обогащение», – говорит Алехнович. – Для малого предприятия цена вопроса – около 2,5 млн. руб. Это только по одному судебному выигрышу, и это существенно». Публичные информационные ресурсы судебной системы, говорит Толчина, «пестрят обилием арбитражной практики по возврату незаконно взысканных монополистом сумм неосновательного обогащения, признанию ничтожными противоречащих закону договорных условий, вмененных пользователям услугами федерального железнодорожного транспорта общего пользования».

В прошлом году ОАО «Чувашвтормет» из Чебоксар сумело частично возместить 9 млн руб., которые РЖД списывала с компании «за пользование железнодорожными путями необщего пользования» в течение трех лет. Сумело признать ничтожным договор с РЖД и отказаться от аналогичного сбора и ООО «НКН» из Новосибирска. В декабре прошлого года Арбитражный суд Западно-Сибирского округа признал законным и решение антимонопольной службы, оштрафовавшей РЖД на 650 тыс. руб. за то же нарушение в отношении ООО «ЖБИ‑12» из Омска.

Федоров отмечает, что разбирательства в судах идут довольно тяжело, по нескольку месяцев. Но проблема не в том, кто прав, а кто виноват. «По самому предмету претензий суды, как правило, занимают сторону предпринимателей, – поясняет он. – Процесс сводится к обоснованию величины компенсаций».

Однако РЖД не только не сдается, но снова пытается наступать, сетует Федоров: «Монополия пытается развернуть ситуацию. На уровне подзаконных актов введен обязательный претензионный порядок по указанным спорам. Получается, что предприниматель вынужден собирать огромный избыточный ворох бумаг для претензии к правонарушителю. Эти же акты позволяют РЖД возмещать потери предпринимателя не за три года, а за год». Новый претензионный порядок, поясняет Толчина, был принят Минтрансом и действует с сентября прошлого года. «Данный подзаконный акт не просто усложняет и без того часто длящиеся годами процессы по восстановлению систематически нарушаемых монополистом законных прав, – говорит омбудсмен. – Само установление в отношении неосновательного обогащения (по своей сути – отъема денег у бизнеса) претензионного порядка вводит это, с позволения сказать, явление в правовое поле в масштабах страны».

Да и судебную практику нельзя считать однозначно сформировавшейся, считает Толчина: «Во многих случаях судами в отношении ОАО «РЖД» применяются специальные сокращенные сроки исковой давности, что само по себе ставит монополиста в привилегированное положение». В ряде случаев, по словам омбудсмена, суды хоть и признают факт неосновательного обогащения со стороны РЖД, но компенсацию предпринимателям не дают даже частично.

Тариф «неспешный»
Федеральное правительство ставит перед РЖД задачу максимизировать прибыль, отмечает Алехнович. Но основная задача госкомпании – повышать качество и сокращать сроки прохождения грузов хотя бы до среднемировых стандартов. «Таким образом РЖД снизила бы затраты, и это в конечном итоге могло бы привести и к снижению тарифов на грузоперевозки, – рассуждает эксперт. – Но об этом речи пока не идет. А максимизация прибыли убивает весь бизнес вокруг, при этом качество работы железных дорог не повышается. В этом году тарифы увеличили еще на 2%, то есть они свою неэффективность перекладывают на всех нас».

Эксперты отмечают, что действующая система регулирования тарифов разрабатывалась на основе технологических и экономических показателей железнодорожного транспорта 15‑летней давности. «Отдельные технические показатели, которые использовались при определении структуры тарифов и поправочных коэффициентов, фактически были взяты из нормативных документов еще советских времен», – отмечается в докладе уполномоченному по защите прав предпринимателей в РФ.

Тарифы следует пересмотреть, и в этом сходятся все – и предприниматели, и правительство, и РЖД. «В настоящее время ведется работа над подготовкой концепции новой тарифной системы с целью ликвидации имеющихся в Прейскуранте № 10–01 диспропорций, которые вызваны изменениями в структуре перевозок грузов», – говорят, в частности, в РЖД. Соответствующий план по совершенствованию системы тарифного регулирования был утвержден вице-премьером Аркадием Дворковичем. Но лишь ее концепция должна быть сформулирована к концу года, а когда дойдет речь до изменения системы, вообще никто сказать не может.

Предприниматели, конечно, в большинстве своем на рожон не лезут. «В 2016 году мы провели более 50 интервью с предпринимателями малого и среднего бизнеса, у которых диагностировали проблемы с РЖД, – говорит Федоров. – Бизнесмены знали об убытках. Однако даже при наличии положительной практики руководители компаний воздерживаются от претензий. Главный аргумент – боятся, что в случае конфликта бизнес просто остановят». И понять их можно – суды медлительны, а время – деньги.

Главные новости дня
  • Волжская Хартия — из Успенского в ООН.

    В День Волги в Ульяновской области произошло нетривиальное событие: в селе Успенском Старомайнского района (эко-парк «Русский берег») была подписана Волжская Хартия. Это концептуальный документ, содержащий «ответ на вызовы времени, призыв строить мир, в котором человек веры, творчества и труда обретёт подлинное достоинство личности». Хартия будет передана лично генеральному секретарю ООН Антониу Гуттеришу.

    Документ обсудили и подписали во время масштабной конференции «День Волги», которая прошла на Русском берегу. В нем приняли участие представители интеллектуально-творческой элиты Москвы, видные общественные деятели. В их числе – Ольга Зиновьева, супруга и соратница выдающегося философа и писателя Александра Зиновьева. Она – президент Биографического института Александра Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», почетный президент Международного общества «Россия — Германия», руководитель Международного научно-образовательного центра им. А.А. Зиновьева в МГУ им. М.В. Ломоносова. Также в конференции принял участие российский государственный, политический и общественный деятель, писатель и публицист, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

    Событие было приурочено к старту проекта «Международный город-парк Успенское» (о нем авторы подробно расскажут позже).

    Участники конференции занимаются созданием Платформы Развития, которая вдохновлена духовными традициями и историческим наследием русского народа. Они находят их отражения в образах Великой реки — символа единства, труда и щедрости. Принципы «Волжского Консенсуса» были приняты за основу для будущего развития общества.

    – В эпоху глобальных вызовов мы утверждаем: справедливость должна быть не только экономической, но и нравственной; прогресс — не только технологическим, но и духовным. Сочетая идеалы коллективной солидарности с постулатами любви к ближнему, миротворчества и миросообразности, мы предлагаем модель общественного договора, где Волга становится  не просто географическим ориентиром, но метафорой общего пути — от разобщённости к единству, от неравенства к братству, от эксплуатации к благодатному служению. Волжская Хартия — наш ответ на вызовы времени, призыв строить мир, в котором человек веры, творчества и труда обретёт подлинное достоинство личности, – говорится в документе.

    В числе принципов, которых придерживаются сторонники Хартии – акцент на духовном развитии и этике, создание самоуправляемых локальных обществ, где ресурсы распределяются по заслугам, предоставляется доступное субсидируемое жилье, питание, соцпакет, а все решения принимаются солидарно; отношение к работе как не к способу заработка, а ресурсу для творчества и развития.

    – Мы реализуем эволюционные изменения через диалог, образование, культурное просвещение, гражданские инициативы, – подчеркивают инициаторы проекта, а 11 июня в преддверии «Дня России» в Москве, в Общественной Палате РФ пройдут общественные слушания по теме « От Русского берега к Русской мечте: Ульяновский пилотный социальный проект».

    26 Май 202514:460 комментарии Просмотров:
     
  • Стачка 2025 XIII Международная IT-конференция «Стачка»

    XIII Международная IT-конференция Стачка  пройдет в Ульяновске 18-19 Апреля.

    «Стачка» — международная профессиональная IT-конференция.

    Собирает более 2500 специалистов ежегодно — разработчиков, маркетологов, дизайнеров, руководителей и собственников IT-компаний.18-19 апреля конференция пройдет в Ульяновске (УлГПУ им. И.Н.Ульянова).
    Участников ждет 250+ докладов, 50+ секций и 4 направлений: разработка, управление, дизайн и контент, маркетинг.

    Спикеры — сотрудники крупнейших российских и зарубежных IT-компаний.
    Также в программе: экспертная зона, мастер-классы, мастермайнды, нетворкинг, афтепати, выставка инди-игр, интерактивные зоны от партнеров, питчи стартапов и инди-игр.
    Программа, спикеры и билеты уже на сайте: 
    https://ul25.nastachku.ru/.

    14 Апр 202515:470 комментарии Просмотров:
     
  • Куда лучше инвестировать деньги начинающему инвестору

    Инвестирование набирает популярность на территории России. По данным Московской биржи, на конец 2020 года количество физических лиц с брокерским счетом превысило 8 миллионов.

    13 Июл 202116:140 комментарии Просмотров:
     

Интервью

Коммерческий директор «Ульяновской воздушно-кабельной сети» Рамиль Валитов отмечает сегодня свое 38-летие. УВКС – один из ключевых игроков на сетевом рынке региона, работающая на нем с 2016 года. Компания занимается транспортировкой электроэнергии по собственным сетям, строительством новых коммуникаций, в том числе, на коммерческих объектах. Недавно она объединилась с другим сетевым предприятием: суммарная мощность в собственности теперь составляет 150 гигаватт. Узнали у именинника, что дало это объединение, и уточнили планы на будущее. – Для чего вы объединились с другой сетевой компанией? – Согласно федеральному законодательству, территориальные сетевые организации должны соответствовать определенным критериям. В 2022 году в списке требований было наличие 15 мегаватт мощностей в собственности и 30 километров линий электропередач. В 2023-ем – 30 мегаватт и 150 километров линий. А на 2025 год требования возросли до 150 мегаватт и 300 километров линий. Для того, чтобы сохранить коллектив, все наработки и технологии, и было принято решение об объединении. Мы, как и раньше, продолжаем развивать сети, занимаемся строительством и эксплуатацией, планируем инвестпрограмму на установку приборов учета. – Повлияло ли в целом на рынок это объединение? – Сейчас из работающих ранее в Ульяновске 45 сетевых компаний осталось 14. Системообразующей территориальной сетевой организацией (СТСО) стали «Россети Волга». Они осуществляют функцию «одного окна» для потребителей услуг по передаче электроэнергии и энергосбытовых организаций, эксплуатируют бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, в том числе, расположенные в СНТ. Это нас очень радует: охватить все товарищества мы не можем. Рынок стал более согласованным и прозрачным. Каждый отвечает за свой участок, мы помогаем друг другу, все стабильно. Теперь сетевые компании должны предоставлять новые отчеты Агентству по тарифам, Минэнерго, ФАСу, а потому на рынке остаются только те, кто работает честно. – В каких направлениях вы еще развиваетесь? – Санкции, введенные в отношении нашей страны, стимулировали развитие российских и, в том числе, ульяновских производителей. Они начали строить свои производства и столкнулись с вопросом, как подключиться к электросетям. Мы оказываем для них услуги «под ключ»: помогаем получить ТУ, занимаемся проектированием, строительством и запуском инфраструктуры. Сейчас сотрудничаем с тремя заводами, которые обратились к нам после введения нового законодательства. Радует, что производство у нас оживилось. Например, в Ульяновской области готовится к запуску завод по производству пластиковых подоконников, предприятие, где будут выпускать краски и сухие смесии. Промышленность развивается, люди объединяются, начинают работать. Также у нас есть партнерство с другими организациями, которые работают с застройщиками: мы делаем электрику, они поставляют стройматериалы и прочее. Все живем в одном городе, помогаем друг другу. – В прошлом году вы планировали запустить производство кабеля – все получилось? – Да, производство запущено, получили все сертификаты. Наши покупатели – это местные организации которые торгуют стройматериалами, в частности крупная компания МСМ (Мир Строительных Материалов). Также вышли в этом году на Озон, Яндекс.маркет, Магнит.маркет, подписали договор с федеральной сетью «Все инструменты», уже идут небольшие отгрузки в «Леман Про», ведем переговоры с Вайлдберриз. Я переучил сотрудников на работу с маркетплейсами. Также мы работаем с местными застройщиками – получили соответствие ГОСТу и аккредитацию. – Немного о личном. Как отметите день рождения? – С утра – семья, в течение дня – друзья и коллеги, вечером – снова семья, отпразднуем дома. В этом году у меня сын закончил первый класс, 3,5-летняя дочка – первый год отходила в садик. Планируем летом выбраться в «Русский берег» отдохнуть. В целом наши любимые места – в Ульяновской области. Я, как и мечтал, научился играть на гитаре. Пока мой главный зритель – любимая супруга. (Улыбается) – Какие цели  ставите себе на ближайший год? – Развиваться самому и развивать родной регион. Сложности меня не останавливают, я виду в них возможности для развития. Сейчас мы ведем переговоры с ПОЭЗ о том, чтобы расширить на их территории свое производство. Наших площадей уже не хватает, хочется масштабироваться. С гордостью могу сказать что в Ульяновске пока мы – единственные производители кабеля, и делаем это максимально качественно. - Пожелаем Вам успеха и реализации планов!   
28 мая 2025
 
 

 

© ulbusiness.ru 2012-2025 Ульяновский бизнес онлайн

Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации

Контакты: e-mail: ulbizness@mail.ru