Вторая часть большого интервью с вице-президентом ФК «Волга» Сергеем Кузьминым. Зарплата игроков, болельщик Дмитрий Рябов, олигарх Михаил Гуцериев и многое другое для читателей ulbusiness.ru.
Первая часть интервью по ссылке здесь. А мы продолжаем.
— Наша задача сейчас — снять бюджетную нагрузку с властей области касательно нашего ФК, — уверяет Сергей Кузьмин. — Хотим, чтобы у «Волги» было пять-шесть источников существования. Вот только что провел встречу с замом главы Корпорации развития Ульяновской области Игорем Рябиковым. Обсуждали возможное участие различных компаний в жизни клуба, как взаимодействовать с партнёрами, чем мы можем быть интересны им, а они нам. Например, немецко-японский завод DMG Mori.
— Сколько платит DMG Mori клубу как спонсор?
— Около 2,5 миллионов рублей в год. Когда мы общаемся на мероприятиях клуба с людьми, с бизнесом, мы, конечно же, продвигаем компанию DMG Mori. Причем продвижение завода во втором дивизионе – это одно, а когда мы будем в ФНЛ – это совершенно другой уровень.
— Вы сказали о том, что нужно найти пять-шесть источников существования ФК. А бюджет тогда какой должен быть, по-вашему?
— 150 миллионов рублей. Этих денег будет достаточно, чтобы играть. Хочу ещё упомянуть не только деньги. Нам нужны свои воспитанники. Возьмем, например, клуб «Чертаново» из первого дивизиона. Они же не покупают никого, играют своими воспитанниками. Ниже дивизионом играет «Строгино», тоже своими ребятами.
— Как-то обсуждалась тема, что для ФНЛ нужен 1 миллиард рублей. Одни перелёты чего стоят.
— Можно и миллиард потратить. У тех, кто находится наверху таблицы, может, и есть такие деньги. Но не верю, что у того же «Чертаново» есть миллиард на сезон, однако, они в верхней части турнирного списка. Я знаю клубы, которым и 400 миллионов хватает на ФНЛ… Насчёт перелётов и переездов. Если заранее планировать деятельность клуба и выстраивать верную финансовую модель, то денег на это нужно не больше 10-15 миллионов, мы считали. Игроки. Если выращиваем своих и играем в ФНЛ своими, молодыми, например, затраты на их контракты меньше. Иностранцы и наши футболисты выше классом, понятно, что зарплаты у них будут другие. Опять вспоминаю тот сезон, когда мы поднялись классом выше. Вратарь Михаил Кержаков тогда получал у нас в аренде 60 тысяч рублей в месяц. Оставшуюся сумму ему платил «Зенит-2», чтобы он на лавке не сидел, а имел игровую практику. Был недавно в одном из регионов, изучал опыт, спрашивал там о деятельности их профессионального футбольного клуба, какие расходы, какие доходы. Они говорят: «Проживание, питание ФК — 10 миллионов». В нашем случае это почти ничего для «Волги» не стоит. Такие расходы мы сразу «убираем». Или аренда стадиона. У них на это уходит немало денег из бюджета клуба.
— Кстати, сколько «Волга» платит за аренду стадиону «Труд», ведь он принадлежит не клубу, а области в лице Управления спортивными сооружениями Андрея Савосина.
— УСС получает госзадание, где сказано, что часы тренировок и игр ФК «Волга» по многостороннему соглашению не стоят клубу денег. В соглашении ещё есть ДЮСШ, Федерация футбола Ульяновской области. Но с нашего продукта под названием «Матч» УСС получает деньги.
— За все проданные билеты?
— Да. Причём сейчас есть такой казус: мы не можем организовать при такой схеме продажу абонементов на сезон для болельщиков. У нас нет правовых оснований. Работаем над этим, заключим, возможно, фиксированный договор на дни матчей. Конкретные расходы, которые несёт «Труд» в дни игр, ФК будет оплачивать, а вот билетную и абонементную программы будем реализовывать сами.
— ФК «Волга» — автономная некоммерческая организация, АНО. Почему? Это плохо или хорошо для деятельности клуба?
— Не очень хорошо, например, для тех же билетной и абонементной программ. Согласно законодательству РФ, мы достаточно ограничены в финансово-хозяйственной деятельности. Последние рекомендации юристов и Федеральной налоговой службы таковы, что АНО должна создавать отдельные ООО, например, для разграничения финансово-хозяйственной деятельности в клубе в нашем случае. АНО может участвовать в конкурсах на получение субсидий и так далее, а вот коммерческую деятельность должна вести аффилированная к АНО структура, либо отобранная по какому-то конкурсу организация. Решим вопрос. Сейчас это мешает продвижению клуба. Приходишь на предприятие, говоришь, мол, давайте наладим партнёрство. Они: «Давайте, как насчёт абонементов?» А у ФК их нет, они в УСС должны быть. Долгая цепочка… И на предприятии говорят: «Ну, и зачем нам Управление это…» В 2019 году стоит задача реализовать около 5 тысяч абонементов на матчи «Волги» в чемпионате России и в Кубке страны. Если мы это сделаем, будет прорыв.
— Цена?
— 1000 рублей на сезон. У нас есть предложение от движения Russia Unites, они серьезно готовы участвовать в работе клуба с фанатами, продвигать свои идеи, активности. Может, сделать не абонемент ФК «Волга», а единую карту, при получении которой болельщики получат возможность болеть за клуб, как по абонементу.
Поясним. Russia Unites — общественное движение, сообщество болельщиков, поддерживающих сборные России по всем видам спорта на всех соревнованиях в пределах и за пределами России. Президент Эдуард Латыпов — один из основателей, президент Клуба болельщиков сборной России Russia Unites. Владелец Консультационной группы «ТИМ», занимается оказанием консультационных услуг (юридических, бухгалтерский, управленческих). Работал в ВОБе. Является членом комитета по обеспечению безопасности и работе с болельщиками Российского футбольного союза. Официально Russia Unites называется Межрегиональное общественное движение спортивных болельщиков «Клуб болельщиков национальной сборной «РУ». Основана в Ивангороде Ленинградской области. На форуме «Россия – спортивная держава» в Ульяновске подписали протокол о создании регионального отделения Клуба болельщиков Russia Unites.
Эдуард Латыпов
— Владимир Зарецкий летом тихо сменил в футбольном клубе Михаила Наволокина в качестве директора. Общаться он не захотел по странным причинам в виде «семейных обстоятельств», отправил к Сергею Кузьмину. Кто такой Владимир Зарецкий?
— Его задача — полный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью клуба, фактически он финансовый руководитель ФК. Ещё одна задача — нахождение эффективных механизмов привлечения ресурсов в клуб и правильное их расходование.
— Он пришёл из бизнеса?
— Да. У него был и опыт работы на предприятии в сфере энергетики. Сейчас он учится в академии по президентской программе в УлГТУ.
Снова небольшое отступление. Кто такой Владимир Зарецкий? Это ульяновский бизнесмен, директор некоего ООО «Спорт Интертеймент», работающего с 2014 года. Основным видом экономической деятельности является «деятельность спортивных объектов». В ООО числится 1 сотрудник. Учредители ООО — Александра Крутова и Евгений Крутов. Последние — родственники известного бизнесмена Александра Крутова, владельца ресторанов и тд. Александра и Евгений владеют ООО «Рошкош», которое пару лет назад вошло как новый игрок на, простите, «поляну» ульяновского школьного и дошкольного питания. Главные здесь, как известно, «Альтернатива», «Торговый дом СПП», «Галеас» и др. Несмотря на то, что существует «Спорт Интертеймент» три года, Зарецкому и Ко удалось неплохо заработать (порядка 20 миллионов рублей) на госконтрактах на оказание услуг по организации и проведению физкультурных мероприятий. Это официальная формулировка. Заказчиков всё время было два — Федеральное государственное автономное учреждение «Управление по организации и проведению спортивных мероприятий» (Москва, Минспорт РФ) и УСС Андрея Савосина. Михаил Наволокин работал в клубе много лет в качестве директора. Сам — ИП. Основной вид деятельности ИП Наволокин: «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом». Он также глава исполкома РОО «Федерация футбола Ульяновской области».
АНО ФК «Волга»
— Вы — выпускник истфака УлГПУ. Этого хватает для того, чтобы быть вице-президентом и директором по развитию в профессиональном футбольном клубе?
— Я не просто выпускник педа, претензии такие слышал не раз и не два. Я закончил факультет, который выпускал руководителей всего на свете, исторический. Нам давали образование качественное и объемное. Как учитель истории и социально-политических дисциплин я могу взаимодействовать с огромным количеством информации, что и происходит в ФК. Знать историю «Волги» и футбола вообще — важно. У меня несколько десятков книг по этой теме. Когда я был депутатом в Ульяновске, понял, что без юриспруденции никуда, и достаточно оперативно получил юридическое образование. А, благодаря Корпоративному университету Ульяновской области, я закончил много различных курсов по повышению квалификации, проектной и управленческой деятельности. Был, кстати, первым выпускником экспериментальной группы Международного олимпийского университета и Минспорта России. Так что у меня профессиональное образование в сфере управления в спорте. Нужно ли экономическое образование? Не вижу пока смысла. В 2004 году я защитил кандидатскую диссертацию по формированию команды для детского отдыха. В перспективе вижу написание докторской на стыке истории, спорта, футбола в частности.
— Ясно. Снова вернёмся в работу клуба. Каков бюджет ФК сейчас, доходы, расходы?
— 49 миллионов рублей.
— Простите, 149 миллионов?
— Нет, нет! 49 миллионов. Основные расходы — зарплата, переезды, питание. По последнему — мы не круглый год кормим команду. Много лет мониторим ситуацию на рынке питания, ищем партнёра подешевле, но качественно. Один раз было некачественное… Сейчас опять в поиске. Постараемся минимизировать расходы на транспорт. До 1 миллиона в год уходит на дизтопливо, на все эти вещи. У того же Зарецкого задача — найти партнера клуба в этой сфере. В своё время нам помогал Михаил Мочалов из «Лукойла». Сейчас с одной из компаний ведём переговоры по перевозке судей, тренеров в качестве рекламы их автомобилей на тест-драйве. Безвозмездно.
— У вице-президента Кузьмина, главного тренера Седышева и ведущего хавбека Сафина самая большая зарплата в клубе?
— Ну, да.
— 1 миллион рублей игроку в год выходит?
— Нет.
Марат Сафин
— Все футболисты — сотрудники, числящиеся в АНО?
— Да, конечно. Потому что в АНО приходят бюджетные деньги, а значит, в год много проверок от контролирующих органов. Все игроки в АНО, зарплата, как я и говорил уже, только белая по штату со всеми положенными отчислениями. Не буду называть некоторые игровые виды спорта, где есть возможность «шутить» с такими вещами, в футболе так «шутить» сложно. По закону в российском футболе заявиться на новый сезон с новым юридическим лицом невозможно. А ведь многие хотели бы в России закрыть лавочку с долгами, обанкротиться, «похоронить» команду и клуб, и в новый сезон с новым юрлицом… Похожее было недавно в Перми с «Амкаром». Слава Богу, им хотя бы разрешили заявиться во второй дивизион, хотя моя позиция иная. Их «Звезда» должна была начинать новый путь с любителей, как «Волга» в своё время.
— Сколько сотрудников в АНО?
— Традиционно списочная часть не более 40 человек. Тренеры, игроки, персонал. Кстати, нам часто пеняют, мол, «Волга» чуть ли не любители, зачем вам штат, бухгалтер, директор, пресс-атташе. Отвечаю. Во-первых, ФК «Волга» — профессиональный клуб. Во-вторых, профессиональный клуб по требованиям лиги, обязан иметь в штате пресс-атташе, видеооператора, юриста, бухгалтера, у нас он один всего, кадровика, у нас он же — юрист, совмещает. Должны быть офицер по безопасности, директор и спортивный директор, главный тренер, тренер вратарей, администратор, водитель, договор с медслужбой, выпускающей водителя в поездки, и так далее. Нет такого штата — нет лицензирования клуба в лиге, всё серьёзно. Это не прихоти ФК «Волга».
— Мы говорили о «Труде», он принадлежит УСС. А что из имущества, зданий, есть у ФК своего?
— Здание офиса на улице Карла Маркса принадлежит властям. Плюс в том, что город Ульяновск выделил нам его безвозмездно, клуб покрывает только коммуналку. После ЧМ-2018 президент Владимир Путин высказывал мысль, может, передать стадионы футбольным клубам, чтобы они зарабатывали на инфраструктуре и снимали нагрузку с бюджета регионов и городов. Это верно, с одной стороны. С другой… Одно дело — зарабатывать на шикарной арене «Рубина» в Казани, иное — на нашем «Труде». А представляете, во сколько обходится содержание такого огромного стадиона, как в столице Татарстана?
— Главный человек в «Волге», кто он? Который говорит: «Этого футболиста купим, этого продадим».
— Отвечу политически правильно. Это зритель. Какой он главный, если не принимает решений? Мы играем для болельщиков.
— И тем не менее. Это Дмитрий Рябов?
— До формирования команды, то есть так глубоко, он не опускается, эти вопросы на мне и Наволокине по раскладкам Сергея Седышева. Причем не помню, чтобы мы в рамках бюджета сказали бы главному тренеру слово «нет». Другое дело, когда футболист, форвард нам нужен, выходит за наш потолок зарплаты в 100 тысяч рублей в месяц, тогда вопрос согласовывать нужно с президентом. Рябов для нас человек, который разрабатывает стратегию клуба на определённый период, на год. На следующей неделе я еду к нему в Москву на совещание на высоком уровне. Он также ищет для «Волги» партнёров вне Ульяновска, ведь известно, что он много времени проводит вне Ульяновска. Моя задача — оперативно информировать его.
— За кого болеет Дмитрий Рябов? Вы, известно, за московский «Спартак».
— Он болельщик ЦСКА.
— Весело вам, наверное.
— Да уж, постоянно подкалываем друг друга. Но есть общий интерес — игры сборной, во время матчей общаемся в Сети.
— Многие президенты клубов — публичные фигуры. Рябов — нет. Почему?
— Это вопрос к нему. Я лично могу сказать, что он эмоционально воспринимает победы и поражения «Волги». Уровень его интереса к клубу соответствует задачам «Волги», хотя для руководителя такого полёта второй дивизион менее интересен, чем первый.
— Прекрасно! Откуда деньги в бюджете ФК «Волга»?
— Он сформирован из источников областного и городского бюджетов и денег от трёх спонсоров. Один из них — DMG Mori. Задача — снять нагрузку с бюджета, но это не так то просто сделать сразу… Я говорил о задаче заработать на билетах и абонементах, это, наверное, будет 5-7% от бюджета клуба, но уже неплохо. В ФНЛ и фанатов больше на арену придёт, 7-9 тысяч, а не три, и билеты можно не по 100 рублей продавать, а матчей-то больше. Ещё один из источников дохода — продажа игроков в клубы рангом выше. В мою бытность мы игроков почти не покупали, может, раза два, тысяч по 200 платили, но продавать — продавали. Было выгодно, по 500-600 тысяч уходили футболисты.
— Это всё понятно. А ещё два спонсора ФК?
— Второго не могу назвать.
— Не можете сами или так просит спонсор?
— Так просит спонсор. Третьего спонсора привел президент клуба Дмитрий Рябов.
— Это компания Рябова, связанная с энергетикой?
— Нет.
— И эти два спонсора не хотели бы красоваться на форме «Волги», рекламируя себя?
— У них нет такой возможности по закону.
— А что с попечительским советом «Волги»?
— Не собирался года два. По документам там глава совета губернатор Сергей Морозов. Члены совета, я имею в виду компании, давали в бюджет кто 50, кто 100 тысяч… Но в общем пуле сумма получалась приличная.
— В Ульяновской области работает компания «РуссНефть» миллиардера Михаила Гуцериева. Почему для «Волги» она не становится таким же мегаспонсором, как для «Зенита» — «Газпром», для «Локомотива» — РЖД, для «Рубина» — гигант «Нижнекамскнефтехим», группа ТАИФ, банк «Ак Барс»?
— У них, вместе с «Проминвестом» Николая Мясникова, свои задачи на данном этапе в Новоспасском районе, где на них клуб «Нефтяник» с 15-летним юбилеем 29 ноября, детская школа, деньги на поездки на турниры. Главное сейчас для «РуссНефти» — окончание строительства там центрального стадиона при поддержке области, федерального бюджета, федерации футбола области. Глобальную политику по отношению к инвесторам определяет первое лицо области, но ваша мысль о «РуссНефти» есть в наших мечтах. Было бы здорово.
Михаил Гуцериев. Состояние по данным Forbes — 4,8 млрд долларов
— Жаль, что «РуссНефть» не идёт в «Волгу» с нефтяными деньгами. Итак, остальные фирмы, которые указаны на сайте ФК, не спонсоры, а партнёры?
— Да. Например Litota Labs помогает с трансляциями матчей на YouTube.
— «С 2006 года компания Litota Labs успешно создает и внедряет уникальные IT-решения уровня предприятия в сфере букмекерского бизнеса», написано на сайте компании.
— Они, вроде бы, даже «Фонбет» поддерживают в сфере IT. Признаюсь, в начале сезона качество наших трансляций было самым плохим в России, увы. Наши специалисты не разобрались бы без Litota Labs. Эти ребята всё взяли на себя, организацию, оборудование… Сейчас у нас на YouTube порядок, качество картинки, составы, повторы. Приглашаем ведущих, вот ваш коллега с 73online вел матч, известный тренер Валерий Коробков. Фирма «Платон» занимается афишами, печатной продукцией, бесплатно…
— Почему? Это предмет договоренности между фирмами и ФК?
— Да им самим в первую очередь интересно принимать участие в такой футбольной жизни города. Возьмём АО «Тепличное». Они дали цветы на акцию, когда ребята из ДЮСШ поздравили своих учителей. Педагоги пришли на футбол чуть ли впервые в жизни. Теперь они знают о клубе, о футболе.
— Litota Labs сделает «Волге» новый официальный сайт?
— Не совсем так. Это будет обновлённый сайт. Мы показали им сайты других команд, из нашей зоны — «КАМАЗа». У «Волги» жёлто-чёрные цвета, поэтому смотрели также сайты «Боруссии» и «Кайрата».
— Главный инструмент продвижения клубов сейчас — соцсети. У «Волги» с этим не очень…
— Не очень эффективны они, да. Задача в 2019 году — чтобы все наши аккаунты имели не менее 50-60 тысяч подписчиков. Ещё у нас есть мечта организовать международный турнир в Ульяновске, привлечём болельщиков, станем более известны в России и за границей. И, конечно же, нам на «Труде» нужна сборная России. Национальная команда играет товарищеские матчи в регионах, это отлично. Исполняющий обязанности президента Российского футбольного союза Александр Алаев обещал мне, чтобы такая игра состоялась в Ульяновске, так как стадион «Труд» был заявлен как один из запасных тренировочных для ЧМ-2018 и попал в наследие чемпионата мира. Но главный тренер сборной упёрся на другом городе… Можно привезти молодёжную сборную. Я был в Нижнем Новгороде на игре молодёжки. 38 тысяч болельщиков, за деньги, не бесплатно. Это тоже один из источников пополнения бюджета ФК.
Беседовал Андрей Белов
XIII Международная IT-конференция Стачка пройдет в Ульяновске 18-19 Апреля.
«Стачка» — международная профессиональная IT-конференция.
Собирает более 2500 специалистов ежегодно — разработчиков, маркетологов, дизайнеров, руководителей и собственников IT-компаний.18-19 апреля конференция пройдет в Ульяновске (УлГПУ им. И.Н.Ульянова).
Участников ждет 250+ докладов, 50+ секций и 4 направлений: разработка, управление, дизайн и контент, маркетинг.
Спикеры — сотрудники крупнейших российских и зарубежных IT-компаний.
Также в программе: экспертная зона, мастер-классы, мастермайнды, нетворкинг, афтепати, выставка инди-игр, интерактивные зоны от партнеров, питчи стартапов и инди-игр.
Программа, спикеры и билеты уже на сайте: https://ul25.nastachku.ru/.
Инвестирование набирает популярность на территории России. По данным Московской биржи, на конец 2020 года количество физических лиц с брокерским счетом превысило 8 миллионов.
Ульяновский центр трансфера технологий (Ульяновский Наноцентр) провел сделку по реализации доли в компании по производству лопастей для ветрогенераторов ООО «Вестас Мэньюфэкчуринг РУС». Данная сделка может стать одной из крупнейших для «Ульяновского Наноцентра (ООО «УЦТТ)» за последние несколько лет и составить более миллиарда рублей.