История изучения лидерства в бизнесе началась с попытки построить теорию лидерских качеств, с помощью которой специалисты надеялись выявлять потенциальных лидеров. Но оказалось, что человек может обладать множеством черт, свойственных лидерам, а лидером так и не стать. И, наоборот, многие люди становились яркими лидерами, не имея, казалось бы, самых нужных для этого качеств.
Лидерство определяется не качествами, а поведением людей.
Самые опытные и талантливые руководители обладают целым арсеналом стилей управления, каждый из которых используют в нужный момент. Освоить это мастерство нелегко, но приложить усилия стоит: многообразие стилей улучшает работу организации. ( Дэниел Гоулман)
Из шести стилей только четыре положительно сказываются на климате компании и ее финансовых показателях.
Распространенная модель принятия решений, когда одно лицо — лидер — принимает решения, а другие — менеджеры — их воплощают, требует значительных временных затрат: нужно собрать информацию, необходимую для принятия решения, и осуществить ее первичную обработку (это делают менеджеры). Затем она отправляется наверх (лидеру), проходя через несколько уровней управления, где подвергается дополнительной трансформации. После принятия лидером решения соответствующая информация передается обратно менеджерам. В рамках такого процесса важная информация искажается и устаревает. Использование информационных технологий помогает смягчить проблему устаревания, но не устраняет ее полностью. Поэтому в условиях быстрых изменений расщепление функций лидера и менеджера приводит к ухудшению качества решений. Для этого нужно делегировать определенные полномочия по принятию решений менеджерам, которые находятся на более низких уровнях управления. Т.е. нужно превратить менеджера в лидера!
Значение скорости и чувствительности к потребностям клиента — идея не новая. И единственный способ обрести скорость – это иметь лидеров — людей, которые подготовлены для того, чтобы принимать быстрые решения и эффективно их реализовывать. Каждый человек в организации должен взять на себя ответственность за осуществление быстрых ответных действий. Это означает, что компании необходимы лидеры везде: в кабинетах высшего руководства, за перегородками отдела по работе с клиентами и на уровне цехов.Лидерство – это способность увидеть действительность такой, как она есть, и мобилизовать ресурсы на соответствующие ответные действия. За время, которое требуется, чтобы проблема была передана руководству, а затем решение спущено вниз, клиент может обратиться в другое место, и возможность будет упущена.
Резко возросшая скорость изменений бизнес-среды привела к необходимости пересмотра знаменитой дилеммы «менеджер или лидер»: теперь, когда делегирование полномочий является не исключением, а нормой, практически любой менеджер должен в той или иной степени владеть искусством лидерства.
Дилемма прошлого акцентировала внимание на мере риска: менеджер делает то, что делалось прежде, а лидер разрабатывает направление, открывает путь в незнаемое. Но в современной динамичной среде бизнеса идея о стандартности действий менеджера становится сомнительной. Сегодня управленческиерешения всегда принимаются в условиях неполной информации и огромную роль играет интуиция.[1]
Кроме того, у лидерства есть два аспекта. С одной стороны, это выделенная позиция человека или группы, с другой — способность увлечь людей за собой. При обсуждении проблем управления часто делают упор на позиционном аспекте лидерства и высказывают сомнения, что в одной организации может быть много лидеров. Однако для осуществления динамического лидерства совсем не обязательно обладать лидерством позиционным. Существует эффективная теория косвенного лидерства, согласно которой человек, формально не занимая лидерскую позицию, может вовлекать людей в реализацию идеи, которую он считает важной. Вспоминается выражение «серый кардинал», но оно имеет негативную коннотацию, тогда как косвенное лидерство может использоваться во благо организации. Таким образом, динамическое лидерство в компании может осуществлять множество людей, занимающих менеджерские должности. [1]
Лидеры обладают заразительной силой. Когда лидер излучает энергию и энтузиазм, предприятие процветает; если сеет разрушение и дисгармонию — бизнес идет ко дну. Лидеры умеют налаживать контакты с людьми: вдохновлять, воодушевлять, пробуждать азарт, поддерживать высокую мотивацию и преданность делу. .
Гораздо продуктивнее говорить не о противопоставлении лидеров и менеджеров, а о наборе компетенций, позволяющих менеджеру проявлять нужные для организации лидерские качества.
К таким лидерским качествам относятся:
· хорошие организаторские способности и лидерские навыки;
· дисциплинированность;
· умение быть сильным политиком и нравиться окружающим;
· гибкость, ему постоянно приходится работать в условиях конфликта целей, и ему просто необходимо находить компромиссы в разрешении критических ситуаций и проблем.
· умение быстро собрать нужную информацию и оперативно принять решения;
· богатый деловой опыт и хорошее образование;
· быстрое овладение новыми знаниями;
· умение стимулировать работу своих сотрудников;
· опыт работы с системами, соизмеримыми по масштабам и сложностью с внедряемой системой.
Другими словами: мало знать, ЧТО надо делать, надо еще знать, КАК это делать и УМЕТЬ это делать.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ МОДЕЛИ «ДВИГАТЕЛЯ ЛИДЕРСТВА» Н. ТИЧИ
— Победители – это те, чей успех устойчив.
— В компаниях – победителях лидеры есть на каждом уровне управления
— Лучших способ умножить число лидеров – это их воспитание другими лидерами
— Чтобы воспитывать других, лидеры должны обладать передаваемой точкой зрения
— Чтобы учить других, вам необходима методика обучения
Побеждающие компании понимают, что не каждый может стать олимпийцем, но осуществляя обучение и оказывая поддержку, а также предоставляя возможности для развития своих лидерских качеств, они наилучшим образом используют каждого человека. Некоторые люди обладают природным талантом придумывать хорошие идеи и организовывать других людей на воплощение этих людей в жизнь. Другим приходится работать над расширением собственных горизонтов, над тем, чтобы они смогли выдвигать более значимые идеи и убеждать людей идти за ними. Но побеждающие компании знают, что как и в спорте, неважно, сколь хорошими или плохими лидерскими качествами обладает человек, их можно улучшить в результате тренировок и практики. И они систематически над этим работают.
Лидеры – люди, жаждущие учиться. Они черпают информацию из прошлого и размышляют над своим опытом. Чтобы вынести уроки на будущее.
1. Физическая и эмоциональная выносливость. Лидерство – это тяжелая работа, поэтому лидер должен обладать выносливостью значительно выше среднего уровня.
2. Понимание назначения организации и направления ее деятельности. Лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение.
3. Энтузиазм. Хорошие лидеры часто встречаются «одержимыми». Их энтузиазм так или иначе трансформируется в господство и влияние.
4. Дружелюбие и симпатия. Считается, что для лидера хуже, когда его боятся, чем любят. Лидерам необходимо, чтобы им симпатизировали ведомые, если они хотят воздействовать на последних.
Порядочность. Лидеры должны заслуживать доверие.
В День Волги в Ульяновской области произошло нетривиальное событие: в селе Успенском Старомайнского района (эко-парк «Русский берег») была подписана Волжская Хартия. Это концептуальный документ, содержащий «ответ на вызовы времени, призыв строить мир, в котором человек веры, творчества и труда обретёт подлинное достоинство личности». Хартия будет передана лично генеральному секретарю ООН Антониу Гуттеришу.
Документ обсудили и подписали во время масштабной конференции «День Волги», которая прошла на Русском берегу. В нем приняли участие представители интеллектуально-творческой элиты Москвы, видные общественные деятели. В их числе – Ольга Зиновьева, супруга и соратница выдающегося философа и писателя Александра Зиновьева. Она – президент Биографического института Александра Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», почетный президент Международного общества «Россия — Германия», руководитель Международного научно-образовательного центра им. А.А. Зиновьева в МГУ им. М.В. Ломоносова. Также в конференции принял участие российский государственный, политический и общественный деятель, писатель и публицист, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Событие было приурочено к старту проекта «Международный город-парк Успенское» (о нем авторы подробно расскажут позже).
Участники конференции занимаются созданием Платформы Развития, которая вдохновлена духовными традициями и историческим наследием русского народа. Они находят их отражения в образах Великой реки — символа единства, труда и щедрости. Принципы «Волжского Консенсуса» были приняты за основу для будущего развития общества.
– В эпоху глобальных вызовов мы утверждаем: справедливость должна быть не только экономической, но и нравственной; прогресс — не только технологическим, но и духовным. Сочетая идеалы коллективной солидарности с постулатами любви к ближнему, миротворчества и миросообразности, мы предлагаем модель общественного договора, где Волга становится не просто географическим ориентиром, но метафорой общего пути — от разобщённости к единству, от неравенства к братству, от эксплуатации к благодатному служению. Волжская Хартия — наш ответ на вызовы времени, призыв строить мир, в котором человек веры, творчества и труда обретёт подлинное достоинство личности, – говорится в документе.
В числе принципов, которых придерживаются сторонники Хартии – акцент на духовном развитии и этике, создание самоуправляемых локальных обществ, где ресурсы распределяются по заслугам, предоставляется доступное субсидируемое жилье, питание, соцпакет, а все решения принимаются солидарно; отношение к работе как не к способу заработка, а ресурсу для творчества и развития.
– Мы реализуем эволюционные изменения через диалог, образование, культурное просвещение, гражданские инициативы, – подчеркивают инициаторы проекта, а 11 июня в преддверии «Дня России» в Москве, в Общественной Палате РФ пройдут общественные слушания по теме « От Русского берега к Русской мечте: Ульяновский пилотный социальный проект».
XIII Международная IT-конференция Стачка пройдет в Ульяновске 18-19 Апреля.
«Стачка» — международная профессиональная IT-конференция.
Собирает более 2500 специалистов ежегодно — разработчиков, маркетологов, дизайнеров, руководителей и собственников IT-компаний.18-19 апреля конференция пройдет в Ульяновске (УлГПУ им. И.Н.Ульянова).
Участников ждет 250+ докладов, 50+ секций и 4 направлений: разработка, управление, дизайн и контент, маркетинг.
Спикеры — сотрудники крупнейших российских и зарубежных IT-компаний.
Также в программе: экспертная зона, мастер-классы, мастермайнды, нетворкинг, афтепати, выставка инди-игр, интерактивные зоны от партнеров, питчи стартапов и инди-игр.
Программа, спикеры и билеты уже на сайте: https://ul25.nastachku.ru/.
Инвестирование набирает популярность на территории России. По данным Московской биржи, на конец 2020 года количество физических лиц с брокерским счетом превысило 8 миллионов.