Сегодня мы завершаем рассказ об отделе экспортного развития Корпорации по развитию бизнеса и предпринимательства области. Начало можно найти здесь.
Вчера мы беседовали с руководителем отдела Павлом Баландиным и он рассказал, как помогает ульяновскому бизнесу выйти на мировые рынки. В отделе развития работает четыре человека, все владеют иностранными языками, прошли серьезное обучение, часто ведут клиентов-экспортеров практически как персональные менеджеры.
— Вот совсем скоро, с 19 по 21 июня мы предоставляем бесплатно стенд на выставке РОСЭКСПО КРЫМ-2015 в Ялте, — сообщил Баландин. — И самый первый наш опыт можно вспомнить… Это компания «Лесная Нива», с ее производством древесно-стружечных гранул, товар оказался востребованным в Европе, были привезены контракты из Италии, Венгрии, Словении на общую сумму в 8 миллионов евро. Древесно-стружечные гранулы широко используются в странах ЕС в качестве альтернативного газу и углю экологически чистого топлива. Сырьё — отходы древесного производства, опилки, стружка. Мы помогали региональной общественной организации «Ремесленная Палата» и Андрею Натариусу выйти на внешние рынки с нашими сувенирами — колобками, симбирцитом, и прочим.
— Во сколько обходится ульяновская выставка-презентация за рубежом?
— Порядка 500 тысяч рублей, поэтому мы стараемся загрузить ее по максимуму, вывезти как можно больше фирм или предприятий. Одно место обходится в среднем в 70 тысяч из бюджета. Согласитесь, за 70 тысяч рублей ни одна фирма области не найдет себе сразу и помощника в области эскпорта, и выставку, и презентацию своего потенциала за границей в одном лице. Кстати, тут хотел бы еще вспомнить о семинарах для бизнесменов на тему экспорта. Недавно мы собирали такое мероприятие, участвовали 30 предпринимателей, абсолютно бесплатно. Представьте, если бы фирма сама для себя только приглашала лектора, арендовала конференц-зал, оборудование. Затраты составили бы порядка 100 тысяч. Обучающие семинары мы делаем как для начинающих экспортеров, так и для тех, кто уже занят этим бизнесом. Рассказываем обо всем: пошлинах, документах, налогах, транспорте, таможнях, страховании экспорта. Как правильно подписать контракт с иностранцами, а они не такие, как в России. Нюансов очень много.
— А конкретнее?
— В Беларуси есть такое ОАО «Белхозторг» — старейшее предприятие республики, работающее в области реализации хозтоваров. Проще говоря, огромная сеть оптовых складов, через которую идет торговля. Не торговать через нее невозможно ни местным, ни российским фирмам. Самому зайти в эту сеть нереально, но наш отдел знает законы, документы, знает — как. «Зенит-Химмаш» из Димитровграда мы умудрились туда запустить. Вот есть торговый центр в китайском городе Шэньчжэнь, это свободная экономическая зона. Аренда павильона для фирмы — 5 долларов за квадратный метр, смех. Кто в Ульяновске из экспортеров об этом знает? Китайцы разбогатели, они готовы покупать любые товары из-за границы, из России в том числе, несмотря на то, что их местные аналоги дешевле, чем зарубежные. Парадокс. Этим нужно пользоваться.
— Конечная цель вашей работы — контракты. Фирма работает, платит налоги, одним словом, живет и процветает. Всем польза.
— Именно так. У нас план, условно, провести не только какое-то количество консультаций, бизнес-миссий, семинаров, а есть и KPI (Key Performance Indicators, KPI — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических целей — прим.ред). Наш KPI не в количестве людей или мероприятий, а в количестве контрактов, в увеличении роста экспорта. Экспорт — это долгосрочная и важная штука, он долго готовится, но и долго работает. Это не разовая поставка какой-то мелкой партии товара, как правило, контракты заключаются минимум на один год, на два или три, а это хорошо для бизнеса. Руководитель компании уверен, что он может гарантированно загрузить свое производство, свои мощности. А если компания работает со странами, которые используют евро и доллары, то выгода еще более очевидна, фирма защищена от колебаний внутреннего курса контрактом в валюте.
— Я спрашивал на деловом форуме людей с нашего Инзенского деревообрабатывающего завода, мол, как на ДОЗ кризис сказался. Они улыбались и отвечали: «У нас порядок, контракты в валюте, денег мы получили больше, чем ожидали из-за курса евро и доллара, торгуем продукцией со странами ЕС».
— Всё верно. ДОЗ — победитель конкурса правительства РФ «Лучший российский экспортер» на протяжении девяти лет, локомотив ульяновского экспорта, известен на федеральном уровне, является одним из ведущих российских производителей и экспортеров клееных деталей мебели из шпона.
— Отлично!
— Вот так. Наш отдел для них уже практически не нужен, они уже на рынке Европы. Мало того, они прошли аудит IKEA для своей продукции, а это что-то да значит. Если говорить о других клиентах? Скажу, из наших клиентов никто не закрылся. Почему? Да, мы не продаем нефть, газ и уголь, оборудование двойного назначения, как наш УМЗ, работающий еще и в оборонке, но вся иная продукция ульяновских бизнесменов не попадает под санкции и торговля идёт, каналы сбыта стабильны. Наши экспортеры, ну, скажем так, большая часть из них, живёт хорошо.
— Есть в вашем отделе какие-то критерии, пороги для МСБ, как-то — прибыль, объем выручки, из-за которых вы можете отказать в содействии?
— Мы работаем в соответствии с федеральным законом № 204, где определены все нужные параметры для субъектов малого и среднего предпринимательства. Огромные компании нашими услугами воспользоваться не могут. Однако мы можем брать их с собой на выставки. Например, здорово получилось с УАЗом в Сербии. Завод вышел с просьбой взять их на бизнес-выставку. Перед входом на нее они поставили свой УАЗ в качестве рекламы, мы его забрендировали символикой Ульяновской области, получилась своеобразная визитная карточка нашей делегации, нашего региона. В Сербии УАЗ помнят и знают.
— Ваш отдел работает с государственными компаниями, с ГУПами какими-нибудь?
— Мы пробовали это сделать с УФСИН, они делают спецодежду, но пока партнёров мы им не подобрали. Это вопрос времени, думаю.
— Что в Европу или в Азию нам точно не нужно экспортировать, в чем Ульяновск там не конкурент?
— Нужно смотреть по каждой стране отдельно. К примеру в Финляндии или Германии такой товар можно назвать, но он, возможно, востребован во Вьетнаме. Нет таких позиций, которые не нужны вообще нигде. Нецелесообразно вывозить на экспорт профилированный лист. Возникают трудности с размером и цветом, каждой стране нужно что-то своё, пока его везешь далеко, он может потерять товарный вид. Проще вывезти бухту такого материала в рулоне, а уже на месте где-то за границей делать из него конечный товар.
— Чем мы можем заинтересовать другие регионы и страны?
— Мебель. У нас очень сильно развит мебельный сектор МСБ, ульяновская мебель есть почти во всех регионах. Мы ездили в Казахстан, побывали на Международной выставке Astana Build 2015 (на заглавном фото статьи — прим.ред), возили туда и мебельщиков, и «дверников», потенциал их оцениваем высоко. Их там ждут.
Весной Павел Баландин опубликовал в своем Twitter интересную информацию — «3 апреля провел встречу с японским торговым домом KANEMATSU. Давайте продавать в Японию. Есть заявка на 40 тонн меда». KANEMATSU — японская корпорация со 125-летней историей, занимается торговлей различными видами коммерческих продуктов (сталь, оптика, электроника, строительство, корма, продукты, IT и т.д.), производством товаров, занимается вопросами инвестиций в предприятия, предоставлением связанных с этим услуг.
— Чем закончилась эта сладкая история?
— История с медом началась еще раньше, в 2012 году, — сказал Баландин. — Тогда к нам пришла местная Ассоциация пчеловодов, Виктор Иванович Петухов и пасечники. Помогите, мол, экспортировать ульяновский мёд. Мы погрузились в бумаги с головой, получили для них сертификаты в Россельхознадзоре, сделали анализы мёда. Буквально в чемодане увезли образцы в Европу, потому что «Почтой России», как оказалось, нельзя. Немцы были в восторге, а наши пчеловоды… взяли, и передумали! И вот весной этого года опять поступил запрос, я поднял все документы снова. Но отправка 40 тонн мёда в Японию — крайне трудный процесс, у них санитарное законодательство жесточайшее. Выявилась еще одна проблема. В России сейчас промышленность не производит бочки, тару и емкости для мёда. Вообще. Абсурд. Ищем выходы из положения. Поэтому экспорт из Ульяновска — это решение целого комплекса проблем, о которых иногда не подозреваем даже мы, не то что местные бизнесмены.
Андрей Белов
В День Волги в Ульяновской области произошло нетривиальное событие: в селе Успенском Старомайнского района (эко-парк «Русский берег») была подписана Волжская Хартия. Это концептуальный документ, содержащий «ответ на вызовы времени, призыв строить мир, в котором человек веры, творчества и труда обретёт подлинное достоинство личности». Хартия будет передана лично генеральному секретарю ООН Антониу Гуттеришу.
Документ обсудили и подписали во время масштабной конференции «День Волги», которая прошла на Русском берегу. В нем приняли участие представители интеллектуально-творческой элиты Москвы, видные общественные деятели. В их числе – Ольга Зиновьева, супруга и соратница выдающегося философа и писателя Александра Зиновьева. Она – президент Биографического института Александра Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», почетный президент Международного общества «Россия — Германия», руководитель Международного научно-образовательного центра им. А.А. Зиновьева в МГУ им. М.В. Ломоносова. Также в конференции принял участие российский государственный, политический и общественный деятель, писатель и публицист, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Событие было приурочено к старту проекта «Международный город-парк Успенское» (о нем авторы подробно расскажут позже).
Участники конференции занимаются созданием Платформы Развития, которая вдохновлена духовными традициями и историческим наследием русского народа. Они находят их отражения в образах Великой реки — символа единства, труда и щедрости. Принципы «Волжского Консенсуса» были приняты за основу для будущего развития общества.
– В эпоху глобальных вызовов мы утверждаем: справедливость должна быть не только экономической, но и нравственной; прогресс — не только технологическим, но и духовным. Сочетая идеалы коллективной солидарности с постулатами любви к ближнему, миротворчества и миросообразности, мы предлагаем модель общественного договора, где Волга становится не просто географическим ориентиром, но метафорой общего пути — от разобщённости к единству, от неравенства к братству, от эксплуатации к благодатному служению. Волжская Хартия — наш ответ на вызовы времени, призыв строить мир, в котором человек веры, творчества и труда обретёт подлинное достоинство личности, – говорится в документе.
В числе принципов, которых придерживаются сторонники Хартии – акцент на духовном развитии и этике, создание самоуправляемых локальных обществ, где ресурсы распределяются по заслугам, предоставляется доступное субсидируемое жилье, питание, соцпакет, а все решения принимаются солидарно; отношение к работе как не к способу заработка, а ресурсу для творчества и развития.
– Мы реализуем эволюционные изменения через диалог, образование, культурное просвещение, гражданские инициативы, – подчеркивают инициаторы проекта, а 11 июня в преддверии «Дня России» в Москве, в Общественной Палате РФ пройдут общественные слушания по теме « От Русского берега к Русской мечте: Ульяновский пилотный социальный проект».
XIII Международная IT-конференция Стачка пройдет в Ульяновске 18-19 Апреля.
«Стачка» — международная профессиональная IT-конференция.
Собирает более 2500 специалистов ежегодно — разработчиков, маркетологов, дизайнеров, руководителей и собственников IT-компаний.18-19 апреля конференция пройдет в Ульяновске (УлГПУ им. И.Н.Ульянова).
Участников ждет 250+ докладов, 50+ секций и 4 направлений: разработка, управление, дизайн и контент, маркетинг.
Спикеры — сотрудники крупнейших российских и зарубежных IT-компаний.
Также в программе: экспертная зона, мастер-классы, мастермайнды, нетворкинг, афтепати, выставка инди-игр, интерактивные зоны от партнеров, питчи стартапов и инди-игр.
Программа, спикеры и билеты уже на сайте: https://ul25.nastachku.ru/.
Инвестирование набирает популярность на территории России. По данным Московской биржи, на конец 2020 года количество физических лиц с брокерским счетом превысило 8 миллионов.