Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал Юрий Тарасов, технический директор Объединенной ависатстроительной корпорации (ОАК).
ОАК в 2016 году решила развивать новую индустриальную модель – отдать все некритичные производства внешним подрядчикам и сосредоточиться на наукоемких технологиях и сборке. Первый эксперимент, поставленный в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП», оказался удачным. Теперь корпорация переносит этот опыт в Комсомольск-на-Амуре.
44 млн кв. м – общая площадь всех заводов ОАК, на которых производят пассажирский самолет Sukhoi SuperJet, транспортный Ил-76 (в Ульяновске), истребитель Су-35. В среднем – 121 самолет в год. Для сравнения: 33 млн кв. м – общая площадь заводов Airbus, Boeing, Bombardier и Embraer, вместе взятых. Вместе они делают в год почти 1800 самолетов.
У ОАК и мировых производителей последние несколько лет были разные индустриальные модели, объясняет Тарасов. Boeing давно оставил себе только сборку самолетов, сервисное обслуживание и самые важные технологии, например работу с композитными материалами. Все остальное делают для Boeing внешние поставщики – несколько тысяч компаний по всему миру.
«В конце прошлого года в ОАК решено было перейти на новую индустриальную модель – развивать базу независимых поставщиков, а внутри корпорации оставить несколько ключевых операций: проектирование, производство наиболее сложных ключевых агрегатов, сборку, испытания и сервисное обслуживание», – говорит Тарасов.
Работать по такой схеме ОАК начала несколько лет назад на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, который специализируется на самолетах Ил-76, Ту-204 и участвует в производстве Sukhoi SuperJet 100 и МС-21.
«Этот завод, по сути, калька с завода Boeing в Сиэтле, – отмечает Тарасов. – Он делался с большим размахом: там огромные площади, инфраструктура, два квартала жилья для авиастроителей, два вуза, ПТУ. В советское время в стране делалось больше сотни самолетов в год».
В результате эксперимента на территории завода появились внешние подрядчики, которые производят для самолетов бортовые кабельные сети, композитное крыло для МС-21 и ряд других комплектующих.
«В работе с нами есть свои проблемы: нам часто нужно штучное или мелкосерийное производство, а подрядчики заинтересованы в стабильных объемах, – говорит Тарасов. – У нас объемы есть, но номенклатура большая, а повторяемость маленькая. Многие хотят с нами работать, но потом уходят в сторону». В результате почти все подрядчики, работающие в Ульяновске, были созданы с участием самой ОАК. Одно из немногих исключений – ЗАО «Промышленные технологии» из Дубны.
Впрочем, Тарасов считает, что выход есть: в будущем эти производства могут быть загружены и другими заказами – для автопрома или судостроения.
«В результате на самом заводе все стало гораздо более автоматизировано, мы по максимуму исключили ручной труд. Выработка на человека на новом заводе «Аэрокомпозит» стала в 5 раз выше», – перечисляет Тарасов.
Эксперимент признали успешным, и теперь по похожей схеме ОАК будет работать в Комсомольске-на-Амуре, где у корпорации еще два завода, в том числе филиал компании «Сухой» – КнААЗ им. Гагарина, который производит боевые самолеты Су-35 и истребитель пятого поколения – ПАК ФА.
Но если в создание внешних подрядчиков для ульяновского «Авиастара» инвестировала сама ОАК, то в Комсомольск-на-Амуре запланировано привлечь около 10 независимых инвесторов. С шестью подписаны предварительные соглашения, часть из них начнет работать уже этой осенью.
Что в результате перехода на новую индустриальную модель получит ОАК? С 2019 г. корпорация перестанет инвестировать в технологии низкого передела, и к 2025 г. экономия на инвестициях должна составить 330 млрд руб., к 2035 г. – 700 млрд руб., говорит Тарасов. Производительность труда на заводах должна вырасти больше чем в 4 раза – с 4 млн до 19,4 млн руб. в год на одного сотрудника. Около 40% площадей ОАК освободит или перепрофилирует.
«Параллельно мы продолжим создавать выделенные центры компетенций и специализаций на «Авиастаре», – говорит Тарасов. – Например, по производству фюзеляжных панелей, мотогондол (отсек для двигателя. – «Ведомости»), литейному производству. На заводе в Воронеже – по тем же мотогондолам и пилонам».
В День Волги в Ульяновской области произошло нетривиальное событие: в селе Успенском Старомайнского района (эко-парк «Русский берег») была подписана Волжская Хартия. Это концептуальный документ, содержащий «ответ на вызовы времени, призыв строить мир, в котором человек веры, творчества и труда обретёт подлинное достоинство личности». Хартия будет передана лично генеральному секретарю ООН Антониу Гуттеришу.
Документ обсудили и подписали во время масштабной конференции «День Волги», которая прошла на Русском берегу. В нем приняли участие представители интеллектуально-творческой элиты Москвы, видные общественные деятели. В их числе – Ольга Зиновьева, супруга и соратница выдающегося философа и писателя Александра Зиновьева. Она – президент Биографического института Александра Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», почетный президент Международного общества «Россия — Германия», руководитель Международного научно-образовательного центра им. А.А. Зиновьева в МГУ им. М.В. Ломоносова. Также в конференции принял участие российский государственный, политический и общественный деятель, писатель и публицист, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Событие было приурочено к старту проекта «Международный город-парк Успенское» (о нем авторы подробно расскажут позже).
Участники конференции занимаются созданием Платформы Развития, которая вдохновлена духовными традициями и историческим наследием русского народа. Они находят их отражения в образах Великой реки — символа единства, труда и щедрости. Принципы «Волжского Консенсуса» были приняты за основу для будущего развития общества.
– В эпоху глобальных вызовов мы утверждаем: справедливость должна быть не только экономической, но и нравственной; прогресс — не только технологическим, но и духовным. Сочетая идеалы коллективной солидарности с постулатами любви к ближнему, миротворчества и миросообразности, мы предлагаем модель общественного договора, где Волга становится не просто географическим ориентиром, но метафорой общего пути — от разобщённости к единству, от неравенства к братству, от эксплуатации к благодатному служению. Волжская Хартия — наш ответ на вызовы времени, призыв строить мир, в котором человек веры, творчества и труда обретёт подлинное достоинство личности, – говорится в документе.
В числе принципов, которых придерживаются сторонники Хартии – акцент на духовном развитии и этике, создание самоуправляемых локальных обществ, где ресурсы распределяются по заслугам, предоставляется доступное субсидируемое жилье, питание, соцпакет, а все решения принимаются солидарно; отношение к работе как не к способу заработка, а ресурсу для творчества и развития.
– Мы реализуем эволюционные изменения через диалог, образование, культурное просвещение, гражданские инициативы, – подчеркивают инициаторы проекта, а 11 июня в преддверии «Дня России» в Москве, в Общественной Палате РФ пройдут общественные слушания по теме « От Русского берега к Русской мечте: Ульяновский пилотный социальный проект».
XIII Международная IT-конференция Стачка пройдет в Ульяновске 18-19 Апреля.
«Стачка» — международная профессиональная IT-конференция.
Собирает более 2500 специалистов ежегодно — разработчиков, маркетологов, дизайнеров, руководителей и собственников IT-компаний.18-19 апреля конференция пройдет в Ульяновске (УлГПУ им. И.Н.Ульянова).
Участников ждет 250+ докладов, 50+ секций и 4 направлений: разработка, управление, дизайн и контент, маркетинг.
Спикеры — сотрудники крупнейших российских и зарубежных IT-компаний.
Также в программе: экспертная зона, мастер-классы, мастермайнды, нетворкинг, афтепати, выставка инди-игр, интерактивные зоны от партнеров, питчи стартапов и инди-игр.
Программа, спикеры и билеты уже на сайте: https://ul25.nastachku.ru/.
Инвестирование набирает популярность на территории России. По данным Московской биржи, на конец 2020 года количество физических лиц с брокерским счетом превысило 8 миллионов.