Об этой и других проблемах волжского круизного туризма и бизнеса мы поговорили с директором самарской компании «Спутник-Гермес» Натальей Денисовой.
С Натальей Денисовой мы познакомились на 1-й межрегиональной выставке «Отдых на Волге» в Ульяновске, где Агентство по туризму нашей области заключило соглашение с самарцами по развитию круизов. Как известно Агентство, руководит которым Юлия Скоромолова, приступило к разработке Стратегии развития туристской отрасли в Ульяновской области до 2030 года. На суд общественности была представлена презентация, в которой нас заинтересовали моменты, связанные с больной темой для Ульяновска — работой речного порта, круизами по Волге и практически полным отсутствием у нас туристов, прибывших на теплоходах.
Речной порт Ульяновска жив или мёртв?
Среди проблем Агентство отметило неблагоустроенность территорий и низкий уровень развития туристской инфраструктуры области, низкий уровень качества обслуживания, плохую узнаваемость туристских брендов Ульяновской области за пределами региона. Ульяновск назван одним из центров круизного туризма на Волге, что мы в редакции считаем большой натяжкой. Достаточно вспомнить уничтожение всех рейсов «Метеоров» и «Комет», мощные заборы по всему периметру порта, отсутствие с ним автобусного сообщения из города, ужасающий вид лестницы, ведущей вверх на улицу Кирова, неблагоустроенную и дико захламлённую территорию в сторону центрального пляжа…
Сама Скоромолова говорила нам, что «это практически единственный на Волге порт, который находится в частной собственности и отсюда огромное количество проблем». А ныне ещё и оползень создал неприятности с проездом автотранспорта. К сильным сторонам региона в презентации отнесены — расположение на Волге, наличие развитой транспортной системы (два аэропорта, железная дорога, речное сообщение, автотрассы). Насчет речного сообщения мы бы опять поспорили, так как оно в Ульяновске практически «мёртвое». Агентство корректно называет его состояние средним, а Юлия Скоромолова отмечает, что у круизного туризма есть потенциал и возможности развития хорошие. Тем интересней взгляд на проблему со стороны, от человека, который работает в туризме на Волге почти всю жизнь, ещё со времён СССР.
Заходу в порт Ульяновска мешает… порт
— Развивать внутренний туризм крайне необходимо, — уверена Денисова. — Власти Ульяновской, Самарской областей, Татарстана и Чувашии должны повернуться лицом к туристической отрасли своих регионов, вот, проект «Красный туризм» очень неплох и перпективен. «Спутник-Гермес», например, тоже будет принимать китайцев на своих кораблях. Без помощи властей и чиновников некоторые вопросы турбизнес Ульяновска или Самары не решит сам. Какие? Инфраструктура, дороги, музеи, подготовка экскурсоводов, проблемы с налогообложением в этой сфере — тот же НДС. А санатории, включая ульяновские? Многие из них совсем не того уровня и класса, к которым наши туристы из Поволжья уже успели привыкнуть, например, в Чехии.
Вопрос «Почему в ульяновский речпорт заходит так мало кораблей?» вы должны адресовать врио губернатора Сергею Морозову, это не в компетенции туристических компаний. Но в Ульяновске, да и у нас в Самаре, кстати, этот вопрос ещё связан с услугами по комплексному обслуживанию флота, КОФ. Бункеровка топливом, водой и сбор загрязнителей с судов являются неотъемлемыми составляющими при заходе теплоходов в порт. Так вот, КОФ — это весьма затратное дело. Когда я, как директор компании считаю бюджет, я стараюсь «уйти» от КОФ в портах. Есть ещё и затратные вопросы безопасности, например, пресловутые «рамки», металлодетекторы. В Казани они есть в порту, речники там взяли эту услуги и безопасность на себя, а в Ульяновске — нет. Следовательно, если заходить к вам в порт, мне нужно самой решать эту проблему, взваливая на себя финансовую сторону вопроса. Плюс это лишнее и ценное время на посадке-высадке пассажиров. Ещё одна причина, по который мы не хотим заходить в Ульяновск — отсутствие у вас так называемых зелёных стоянок для круизных теплоходов. Каждый день в круизе туристы идут в город. Жарко, экскурсии, гиды, достопримечательности, дети, фотографии… А многие хотят просто искупаться, позагорать вне стен, зданий, асфальта и бетона. У вас была зелёная стоянка в Старой Майне, это было здорово! Туристы отдыхали, купались, а местные приносили им на продажу свежую клубнику, фрукты, овощи, рыбу, работали коптильни… Но и это не всё, что мешает заходу теплоходов к вам в Ульяновск.
Булгар и Тетюши выиграли конкуренцию у родины Ленина
Денисова говорит, что ещё на Волге существует стандарт движения кораблей, строгий график. Это стандарт «завязан» на прохождение шлюзов. Если теплоходы идут вверх по реке, то обязательно проходят Городецкие шлюзы в Нижегородской области, этакий метафизический барьер между Верхней и Нижней Волгой. А до Городца есть ещё Казань, Чебоксары, Козьмодемьянск.
— Чтобы зайти в эти города, которые давно интересны туристам, мы должны «лететь» вверх по Волге с определённой скоростью. Зайдя в Ульяновск, где сложная и большая конфигурация «аппендикса» речпорта, мы теряем три-четыре часа минимум на турпрограмму, и два часа на заход-выход из порта. Тогда мы вынуждены будем пропустить Казань, а это совершенно нереально, никакой турист на «пропуск» этого города не согласится, столица Татарстана — один из реальных центров туризма в Поволжье и в России.
А появился ещё заход в Булгар, где Болгарский историко-археологический комплекс включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и туристы хотят туда попасть. Татарстан вовсю развивает Тетюши, где отменная турпрограмма, рыбная кухня, приёмы, концерты, слияние трёх культур — русской, чувашской и татарской. Ульяновск тут, простите, проиграл конкуренцию «убежавшим» вперёд Казани и другим городкам. Возрождайте Старую Майну, деньги от туризма потекут рекой. Зацепили бы и ваши Ундоры, тамошнюю глину, санатории. А так… Сейчас это нереально из-за графика шлюзов и программы в других городах вверх по Волге. И пока нам даже выгоднее возить за свой счёт туристов из Ульяновска, которых, кстати, ещё и мало, в Казань или в Самару, там сажать их на свои теплоходы, чем заходить к вам в порт.
Туристы всё равно хотят в Европу
По словам Натальи Денисовой поток туристов, которые переключились с зарубежного туризма на внутренний, в рамках её компании вырос на 15-20%. Причины известны — санкции, курсы валют, кризис, проблемы с Турцией и Египтом. Однако до сих пор в Поволжье сохранилось огромное количество туристов, которые выбирают только отдых за границей, даже переходя на более бюджетные его варианты. Здесь причины — более комфортный во всех смыслах отдых, чем тот, который предлагают турфирмы внутри России, желание устроить хороший отдых своим детям, «привыкание» к курсам евро и доллара. Люди вместо Турции и Египта едут в Грецию, Болгарию, Черногорию, Испанию и на Кипр.
— И тут я не согласна с нашим государством, которое закрыло некоторые сообщения с Европой, люди всё равно будут хотеть туда ездить.
Андрей Белов
Наша справка:
Туристическая компания «Спутник-Гермес» была образована в Самаре в 1999 году. «Спутник-Гермес» — крупнейший туроператор Самарской области по зарубежным турам и речным круизам. С момента основания руководит компанией Наталья Денисова. Основу деятельности компании составляют речные круизы по Волге, туры за рубеж с вылетом из Самары и других городов, организация отдыха в России и ближнем зарубежье. Представительства компании работают в Самаре, Тольятти и Казани. В 2012 году компания получила статус «Лучший круизный оператор Самарской области». В собственности компании — теплоход-пансионат «Валерий Чкалов», в оперативном управлении — теплоход «Хирург Разумовский». Компания работает с теплоходом «Фёдор Достоевский», а в навигацию 2013 года флотилия пополнилась теплоходом «Ф.И. Панферов». Численность сотрудников фирмы в летний сезон — 300 человек. По словам Натальи Денисовой, оборот компании «Спутник-Гермес» — около 2 миллиардов рублей в год.
В День Волги в Ульяновской области произошло нетривиальное событие: в селе Успенском Старомайнского района (эко-парк «Русский берег») была подписана Волжская Хартия. Это концептуальный документ, содержащий «ответ на вызовы времени, призыв строить мир, в котором человек веры, творчества и труда обретёт подлинное достоинство личности». Хартия будет передана лично генеральному секретарю ООН Антониу Гуттеришу.
Документ обсудили и подписали во время масштабной конференции «День Волги», которая прошла на Русском берегу. В нем приняли участие представители интеллектуально-творческой элиты Москвы, видные общественные деятели. В их числе – Ольга Зиновьева, супруга и соратница выдающегося философа и писателя Александра Зиновьева. Она – президент Биографического института Александра Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», почетный президент Международного общества «Россия — Германия», руководитель Международного научно-образовательного центра им. А.А. Зиновьева в МГУ им. М.В. Ломоносова. Также в конференции принял участие российский государственный, политический и общественный деятель, писатель и публицист, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Событие было приурочено к старту проекта «Международный город-парк Успенское» (о нем авторы подробно расскажут позже).
Участники конференции занимаются созданием Платформы Развития, которая вдохновлена духовными традициями и историческим наследием русского народа. Они находят их отражения в образах Великой реки — символа единства, труда и щедрости. Принципы «Волжского Консенсуса» были приняты за основу для будущего развития общества.
– В эпоху глобальных вызовов мы утверждаем: справедливость должна быть не только экономической, но и нравственной; прогресс — не только технологическим, но и духовным. Сочетая идеалы коллективной солидарности с постулатами любви к ближнему, миротворчества и миросообразности, мы предлагаем модель общественного договора, где Волга становится не просто географическим ориентиром, но метафорой общего пути — от разобщённости к единству, от неравенства к братству, от эксплуатации к благодатному служению. Волжская Хартия — наш ответ на вызовы времени, призыв строить мир, в котором человек веры, творчества и труда обретёт подлинное достоинство личности, – говорится в документе.
В числе принципов, которых придерживаются сторонники Хартии – акцент на духовном развитии и этике, создание самоуправляемых локальных обществ, где ресурсы распределяются по заслугам, предоставляется доступное субсидируемое жилье, питание, соцпакет, а все решения принимаются солидарно; отношение к работе как не к способу заработка, а ресурсу для творчества и развития.
– Мы реализуем эволюционные изменения через диалог, образование, культурное просвещение, гражданские инициативы, – подчеркивают инициаторы проекта, а 11 июня в преддверии «Дня России» в Москве, в Общественной Палате РФ пройдут общественные слушания по теме « От Русского берега к Русской мечте: Ульяновский пилотный социальный проект».
XIII Международная IT-конференция Стачка пройдет в Ульяновске 18-19 Апреля.
«Стачка» — международная профессиональная IT-конференция.
Собирает более 2500 специалистов ежегодно — разработчиков, маркетологов, дизайнеров, руководителей и собственников IT-компаний.18-19 апреля конференция пройдет в Ульяновске (УлГПУ им. И.Н.Ульянова).
Участников ждет 250+ докладов, 50+ секций и 4 направлений: разработка, управление, дизайн и контент, маркетинг.
Спикеры — сотрудники крупнейших российских и зарубежных IT-компаний.
Также в программе: экспертная зона, мастер-классы, мастермайнды, нетворкинг, афтепати, выставка инди-игр, интерактивные зоны от партнеров, питчи стартапов и инди-игр.
Программа, спикеры и билеты уже на сайте: https://ul25.nastachku.ru/.
Инвестирование набирает популярность на территории России. По данным Московской биржи, на конец 2020 года количество физических лиц с брокерским счетом превысило 8 миллионов.